АННОТАЦИЯ
дисциплины Б1.В.11 «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета»
для студентов образовательной программы по направлению – 48.03.01 Теология (бакалавриат). Форма обучения: очная. Курс 2 (семестры 3-4)

Объем трудоемкости: 7 зачетных единиц (252 часа, из них в третьем семестре 56,2 часа контактной работы: 18 лекционных часов, 36 практических часов, 0,2 часа иной контактной работы, 2 часа контроль самостоятельной работы; 24,8 часа самостоятельной работы; 27 часов контроль; в четвертом семестре 92,3 часа контактной работы: 18 лекционных часов, 72 практических часа, 0,3 часа иной контактной работы, 2 часа контроль самостоятельной работы; 25 часов самостоятельной работы; 26,7 часа контроль).

Цель дисциплины
Целью изучения дисциплины «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета» в рамках преподавания всего комплекса основных теологических дисциплин является профессиональная подготовка студентов в аспектах истории, исагогики и текстологии Нового Завета как культурно-исторического явления с учетом достижений современной библейско-богословской науки с позиции единства теологического знания.

Задачи дисциплины:
1. познакомить студентов с историей, структурой, формой и содержанием текстов Священного Писания Нового Завета с позиции единства теологического знания;
2. рассмотреть основные переводы Нового Завета;
3. научить студентов самостоятельно и творчески работать с текстами Нового Завета, используя достижения современной библейско-богословской науки;
4. познакомить студентов с основными подходами и методами изучения Нового Завета с учетом единства теологического знания;
5. дать знания об историческом и религиозном контексте, в рамках которого происходили новозаветные события и создавались книги Нового Завета;
6. сформировать у студентов всеобъемлющие знания в области библейской новозаветной исагогики (богодухновенность и авторство, время и место происхождения библейских книг, история передачи текста);
7. выработать у студентов понимание актуальности исагогических проблем в истории христианской Церкви и в современном богословии, учитывая единство теологического знания;
8. развить у студентов навыки апологетической работы при анализе критических теорий происхождения новозаветного текста;
9. способствовать готовности у студентов применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания;
10. познакомить студентов с основными аспектами веро- и нравоучения книг Нового Завета, сформировать у студентов осознание необходимости духовно-нравственного развития;
11. выявить историческую и религиозно-нравственную цели написания Нового Завета;
12. познакомить студентов с историей Нового Завета непосредственно по текстам Библии как основополагающего источника христианского вероучения;
13. наметить основные линии евангельской истории, поставить главные ориентиры в последовательной смене событий и показать постепенное раскрытие учения в благовестническом служении Христа Спасителя;
14. проследить связь Нового и Ветхого Заветов, научить студентов видеть полноту исполнения одного в другом, обучить их воспринимать Священное Писание как единое целое, как Божественное Откровение, учитывая единство теологического знания;
15. познакомить студентов с содержанием библеистики;
16. дать представление о содержании основных понятий и терминов библеистики;
17. показать этапы становления и развития библеистики;
18. познакомить студентов с историей основных направлений исследования Библии в России и за рубежом;
19. познакомить студентов с основными тенденциями в современной библеистике;
20. сформировать у студентов базовые теоретические знания в области библеистики и культуры богословского мышления, учитывая единство теологического знания;
21. совершенствовать общую библейско-богословскую культуру студентов;
22. сформировать у студентов теологическую культуру мышления;
23. содействовать наиболее полному ознакомлению студентов с религиоведческими традициями философии и теологии;
24. решать конкретные морально-нравственные и практические задачи в рамках профессионального обучения теологов;
25. развивать самостоятельное правильное и последовательное мышление, способное решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы;
26. сформировать на основе изучения Священного Писания Нового Завета умение самостоятельно и критически мыслить;
27. способствовать созданию собственного последовательного, целостного, непротиворечивого мировоззрения;
28. вооружать будущих ученых-теологов и научных работников методологией творческого поиска, объективного анализа актуальных проблем общества и решения насущных задач той науки, которой они профессионально занимаются.

Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина Б1.В.11 «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета» для бакалавриата по направлению подготовки – 48.03.01 Теология относится к вариативной части Блока Б1.В «Дисциплины (модули)» учебного плана.
Программа курса для будущих теологов разработана таким образом, чтобы их всесторонне подготовить к дальнейшей профессиональной деятельности, связанной с систематическим изучением особенностей текстов Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Предмет позволит студентам получить систематическое и целостное представление об основных особенностях становления библейского канона. Данный учебный курс будет способствовать развитию и укреплению навыков студентов в их работе с главным первоисточником христианской теологии – Новым Заветом. Студенты также подробно познакомятся с историей развития библеистики как науки.
Для изучения дисциплины «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета» студентам необходимо знать такие теологические, философские и гуманитарные дисциплины, как «Библеистика: Священные Тексты Ветхого Завета», «История теологии», «История религий», «История», «История философии», «Философия», «Философия религии», «Введение в профессию». В свою очередь, дисциплина «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета» лежит в основе изучения таких дисциплин, как «Экзегетика Нового Завета», «Догматическое богословие», «Сравнительное богословие», «Патристика», «Литургическое богословие», «История древней христианской Церкви», «История западного христианства», «История православия на Северном Кавказе», «Каноническое право», «История и теория христианского искусства», «Психология религии», «Новые религиозные движения», «Профилактика межконфессиональных и межэтнических конфликтов в современном обществе», «Религия в современном мире», «Государственно-конфессиональные отношения».
Полученные при изучении дисциплины знания используются при написании выпускной квалификационной работы, а также в последующей практической деятельности.

Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции: ПК-2.

№ п.п. Индекс
компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать
уметь
владеть
1. ПК-2 готовность применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания. - цели и задачи дисциплины;
- базовые понятия дисциплины;
- основополагающие теории изучения Библии;
- основные этапы развития библеистики со времени ее зарождения и до наших дней;
- основные разделы библеистики;
- основные научные подходы по вопросам предмета, метода и источников дисциплины;
- основные методы научно-богословских исследований;
- основные принципы и методы библеистских исследований: текстуальные исследования и др.;
- о вопросах и проблемах в области Новозаветной библеистики, возникших в XIX-XX вв. в результате филологических, текстологических и археологических исследований;
- проблематику текстологии Нового Завета;
- композицию и содержание книг Священного Писания Нового Завета и их место в жизни Церкви;
- современные направления в библеистике;
- об апологетическом характере работы при анализе критических теорий происхождения новозаветного текста;
- библейскую новозаветную исагогику применительно к изучаемым книгам Нового Завета (авторство, время и место происхождения книг, история передачи текста);
- уникальные места синоптических Евангелий Нового Завета;
- основные вероучительные фрагменты, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета;
- пророчества Ветхого Завета о Христе, упоминаемые в Четвероевангелии Нового завета;
- исторический и религиозный контексты, в рамках которых происходили новозаветные события;
- историю формирования канона Нового Завета;
- историю важнейших переводов Нового Завета;
- основные школы библейской критики;
- состав Библии, ее ключевые понятия и темы;
- историю Нового Завета;
- значение дисциплины в общем курсе богословских наук и значение текста Нового Завета в Церкви и личной духовной жизни человека;
- место Нового Завета в жизни каждого христианина и значение изучения Священного Писания в деле духовного совершенствования;
- основные направления реализации полученных знаний в области исследования религии;
- особенности реализации религии в социальных системах на примерах анализа текстов Нового Завета;
- способы сбора и анализа научной информации в области литературы Нового Завета;
- способы составления источниковедческих и библиографических обзоров в области литературы Нового Завета. - демонстрировать теоретическое знание и практическое владение библеистикой;
- применять в своей профессиональной деятельности основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания;
- правильно использовать терминологию дисциплины;
- ориентироваться в плане книг Нового Завета и уметь легко находить необходимые фрагменты;
- ориентироваться в последовательности библейских событий Нового Завета и анализировать их культурно-исторический контекст, а также историю вхождения в канон и историю священного текста книг Нового Завета;
- применять знание традиционных и современных проблем библеистики;
- уметь соотнести вероучительные фрагменты, содержащиеся в Новом Завете, с важнейшими догматами и принципами православного Предания и христианского богословия;
- использовать необходимые знания библеистики для работы с другими сакральными текстами;
- употреблять тексты Нового Завета в научной работе;
- ориентироваться в круге проблем, связанных с Новым Заветом;
- применять основные методы научного исследования в области изучения Священного Писания Нового Завета;
- использовать методы историографических исследований;
- использовать методы источниковедческого анализа;
- ориентироваться в научном аппарате новозаветных изданий;
- использовать в профессиональной деятельности знание Библии и ее проблематики;
- работать со святоотеческими источниками, а также научной литературой, касающейся Нового Завета;
- применять богословскую и философскую терминологию;
- решать вопросы, связанные с изучением Нового Завета в богословии, истории и литературе;
- вырабатывать в себе и других толерантное отношение к различным социальным слоям населения, народам, религиям, применяя полученные знания;
- использовать знания библеистики для освоения дисциплин профессионального цикла;
- использовать полученные в курсе «Библеистика: Священные Тексты Нового Завета» знания при изучении других как собственно теологических, так и иных гуманитарных дисциплин;
- использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы в сети Интернет и работать в компьютерных сетях. - способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания;
- терминологическим аппаратом библеистики;
- теорией и практикой научного анализа библейских текстов;
- основными принципами применения знаний в области изучения Нового Завета для изложения и аргументации основных положений православного вероучения;
- методологией научно-исследовательской работы в области библеистики;
- теоретическими знаниями в области текстологии и исагогики Нового Завета;
- навыком систематизации и анализа святоотеческого наследия, а также наработок отечественных и зарубежных исследователей по важнейшим вопросам Нового Завета;
- основными методами научного исследования в области изучения Нового Завета;
- базовыми знаниями по всем предметам профессионального цикла;
- базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук;
- готовностью применить результаты анализа текстов Нового Завета к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач;
- навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- способностью использовать полученные знания на практике;
- учебной, научной, научно-исследовательской литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- методами правильной постановки исследовательских проблем и выдвижения научных гипотез.

Основные разделы дисциплины:
Разделы и темы дисциплины, изучаемые в 3 и 4 семестрах (очная форма обучения)
№ Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Аудиторная
работа Внеаудиторная работа
Л ПЗ ЛР СРС
1 2 3 4 5 6 7
3 семестр
Раздел I
Четвероевангелие
1. Понятие о Священном Писании Нового Завета с позиции единства теологического знания. Основные принципы и методы научно-богословских исследований 9 2 4 - 3
2. Пришествие в мир Иисуса Христа 9 2 4 - 3
3. Деятельность Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на общественное служение 9 2 4 - 3
4. Первая Пасха общественного служения Иисуса Христа 9 2 4 - 3
5. Вторая Пасха общественного служения Иисуса Христа 9 2 4 - 3
6. Третья Пасха общественного служения Иисуса Христа 11 2 6 - 3
7. Страстная седмица 13,8 4 6 - 3,8
8. Явление Воскресшего Иисуса Христа и Его Вознесение 9 2 4 - 3
Итого за 3 семестр 78,8 18 36 - 24,8
4 семестр
Раздел II
Деяния апостолов
9. Общая характеристика книги Деяний святых апостолов. Сошествие Святого Духа на апостолов 2,9 - 2 - 0,9
10. Запрещение апостольской проповеди и заключение Петра и Иоанна в темницу 3 - 2 - 1
11. Поставление диаконов и мученическая кончина архидиакона Стефана. Возникновение церковной общины в Самарии 4,9 2 2 - 0,9
12. Обращение ко Христу Савла и Корнилия сотника. Воскрешение Тавифы Петром 3 - 2 - 1
13. Вопрос об общении с необрезанными. Проповедь христианства в Антиохии. Гонение Ирода на Церковь 4,9 2 2 - 0,9
14. Проповедь Павла и Варнавы на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии 4,9 - 4 - 0,9
15. Второе миссионерское путешествие апостола Павла 4,9 2 2 - 0,9
16. Третье апостольское путешествие Павла 4,9 - 4 - 0,9
17. Намерение иудеев убить Павла и его вынужденное путешествие в Кесарию 3 - 2 - 1
18. Путешествие апостола Павла под стражей в Рим 4,9 - 4 - 0,9
Раздел III
Послания апостолов
19. Понятие о соборных посланиях апостолов. Соборные послания апостолов Иакова и Иуды 3 - 2 - 1
20. Первое и Второе соборные послания святого апостола Петра 4,9 - 4 - 0,9
21. Первое, Второе и Третье соборные послания святого апостола Иоанна Богослова 4,9 2 2 - 0,9
22. Послания святого апостола Павла, их предмет, количество, значение и общая характеристика. Послание святого апостола Павла к Римлянам 4,9 2 2 - 0,9
23. Первое и Второе послания святого апостола Павла к Коринфянам 4,9 - 4 - 0,9
24. Послания святого апостола Павла к Галатам, к Ефесянам 4,9 2 2 - 0,9
25. Послания святого апостола Павла к Филиппийцам, к Колоссянам 3 - 2 - 1
26. Первое и Второе послания святого апостола Павла к Солунянам 4,9 - 4 - 0,9
27. Первое и Второе послания святого апостола Павла к Тимофею 3 - 2 - 1
28. Послания святого апостола Павла к Титу, к Филимону, к Евреям 3 - 2 - 1
Раздел IV
Апокалипсис
29. Главный предмет и цель написания Апокалипсиса. Его содержание 2,9 - 2 - 0,9
30. Наставления малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской 4,9 - 4 - 0,9
31. Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца 4,9 2 2 - 0,9
32. Вскрытие печатей таинственной книги и гласы первой-шестой труб ангельских 4,9 2 2 - 0,9
33. Глас седьмого ангела. Третье видение: борьба добра со злом 4,9 - 4 - 0,9
34. Четвертое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв 4,9 - 4 - 0,9
35. Всеобщее воскресение и Страшный Суд 4,9 2 2 - 0,9
Итого за 4 семестр 115 18 72 - 25
Итого по дисциплине: 193,8 36 108 - 49,8
Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента.

Курсовые работы: не предусмотрены.

Форма проведения аттестации по дисциплине: зачет (3 семестр), экзамен (4 семестр).

Основная литература:
1. История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: учебник для академического бакалавриата / И.Н. Яблоков [и др.]; отв. ред. И.Н. Яблоков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 376 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-03798-2. - Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8.
2. История религии в 2 т. Том 2. Книга 2. Западные конфессии. Ислам. Новые религии: учебник для академического бакалавриата / И.Н. Яблоков [и др.]; отв. ред. И.Н. Яблоков. - 4-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 422 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-03802-6. - Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7EFD5CCB-895E-4834-A620-6F5ECD9D42A2.
3. Морозова Ю.Г. Введение в текстологию Библии. Теоретические аспекты изучения Ветхого и Нового Завета: учебное пособие / Ю.Г. Морозова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2009. - 157 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-94809-406-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272216 (21.07.2018).
4. Яблоков И.Н. Религиоведение: учебник для вузов / И.Н. Яблоков; под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 371 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-05253-4. - Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7AC59B5F-E421-486E-9611-D49E6CE8B14C.

Автор РПД – кандидат философских наук, доцент Просветов С.Ю.